Программирование на Scratch для детей: как сделать первую игру?

Программист в 5–6 лет — возможно ли это? Да, если площадкой для освоения разработки станет среда Scratch.
Придумать и воплотить игру может и дошкольник. Программирование на Scratch для детей — верный способ познакомить ребенка с кодингом. Как это сделать и что можно создать в Скретч, рассказываем ниже.
Программирование на Scratch для детей

Дети программируют в среде Scratch 3.0

Что такое Scratch?

Scratch — язык программирования и одноименная визуальная платформа разработки игр и анимаций для детей. Скретч изобретен специально для ребят без опыта кодинга.

Ребенок исследует мир IT не один, а с помощником — котом по имени Скретч. Тот помогает юному кодеру в первых созданных проектах, делая происходящее занимательнее. Дети перемещают Скретча по экрану элементами кода, настраивают его поведение и обучают навыкам, наблюдая за изменениями виртуального помощника в режиме онлайн.
Среда программирования Scratch 3.0

Среда программирования Scratch 3.0

Scratch-программирование для детей подойдет любителям ПК и компьютерных игр. Работать на площадке легко уже с 8 лет. У дошкольников есть шанс испытать себя в программировании с отдельной версией — Scratch Junior. Блоки-функции не содержат текста, поэтому учиться кодингу ребенок может до того, как начнет читать.

Плюсы редактора:

  • Визуальность. Процесс конструирования похож на сборку деталей Lego: программист передвигает яркие блоки с командами, задавая алгоритм.
  • Простота. Дружественный интерфейс интуитивно легок для понимания.
  • Наглядность. Результат деятельности ребенок видит сразу — это мотивирует и вдохновляет на свершения.
  • Коммуникативность. Путем сервиса дети изобретают проекты, делятся ими и оценивают работы других ребят, обмениваясь идеями.
  • Прицел на будущее. Несмотря на игровой формат, Скретч включает в себя те же инструменты, что и текстовые языки: циклы, функции, переменные, логические операции. Позже ребенок без затруднений сможет переключиться на скриптовые языки профессиональных разработчиков.

Язык программирования для детей Scratch разработан Массачусетским технологическим институтом. Последняя версия среды совместима с мобильниками, планшетами и наборами для робототехники Lego Education. Интерфейс Scratch поддерживает сенсорный интерфейс — ребенок перетаскивает блоки так, как привык, пользуясь сенсорным телефоном или планшетом.

Польза программирования на Scratch для детей

Используя Scratch, ребенок изучит азы разработки, проявит интерес к учебе и изучению программирования на Скретч 3. А также:

  • научится ставить задачи и решать возникающие проблемы;
  • станет усидчивее и целеустремленнее: стимул — игра, спроектированная своими руками;
  • раскроет в себе креативность. Ребенок создает персонажа и «оживляет» его: учит бегать и прыгать, петь и танцевать. На платформе можно перекрасить готового героя или сотворить собственный фон;
  • разовьет способность мыслить логически, аналитически и абстрактно;
  • поймет логику построения алгоритма, синтаксис и принципы выполнения команд. Дети знакомятся с понятиями переменных, циклов, ветвлений, вычислений. Знания способствуют использованию в играх меню, физики и интерактивности;
  • привыкнет взаимодействовать со сверстниками онлайн;
  • воплотит компьютерную игру, продумав механику и сюжет.

В Scratch школьники составляют не только игры, но и анимированные презентации и звуковые открытки, обучающие и музыкальные программы, тесты и викторины.

Едва получив представление о Scratch, скоро ребята самостоятельно придумывают игры, а также создают их по мотивам игр или фильмов.

Программу устанавливать необязательно — хватит браузерной версии онлайн. Стоит нажать кнопку «Создавай» — и будущий программист уже в деле. На первых порах можно не регистрироваться, но регистрация позволит сохранять проекты и делиться ими с друзьями.
Рекомендуем начать знакомство с визуальным программированием для детей на Scratch с тематических видеороликов. Такие уроки есть на YouTube. Ребята исследуют интерфейс графической среды, научатся работать со спрайтами, узнают о цикле и переменных.

Если что-нибудь покажется непонятным, в комментариях можно задать вопросы. Рекомендуем 10 игр в среде программирования Скретч: любая из них реализуется при минимальном опыте кодинга в редакторе или же при его отсутствии.

Охота за привидениями при помощи Scratch-программирования

Подходящий вариант для первой встречи со Скретч. Миссия игрока — стрелять по привидениям и получать за это баллы. Призраки возникают каждые 3 секунды. За минуту требуется уничтожить 20 привидений. Итоги выводятся на экран.

Для игры устанавливается привлекательный фон и подготавливается небольшой скрипт.

Гонки на двоих: как создать игру в Скретч

Перспектива играть в гонки с другом захватывает сильнее, чем состязания в одиночку. Каждый участник стремится дойти до финиша раньше противника. Столкновение с краями дороги или машиной соперника сулит возвращение в начало трассы.

Игра для двоих с одной клавиатуры делается за 20 минут: осталось нарисовать транспортные средства и трек для состязания, задать размер и направление спрайтов, составить скрипты.

За время проектирования дети применят цикл и познакомятся с условным оператором if.

Звездные войны на языке программирования Scratch

Поклонникам Star Wars понравится эта игра. Космолет атакует недругов, за сбитых врагов даются очки. В обратную сторону это тоже работает: неудачи отнимают жизни пользователя.

Для реализации «Звездных войн» нужно настроить космические судна и стрелы «наших», назначить положение и размеры спрайтов, прописать поведение противника и нарисовать пули. И, конечно, определить условия и переменную для подсчета баллов.

Раненые корабли приносят очки. При 10 подстреленных суднах появляется центральный соперник, и тогда начинается главная схватка.
Поклонники Майнкрафт смогут воссоздать вселенную на платформе Скретч.

Суть квеста — добраться до сундука за малое количество шагов. Ошибка лишает жизни — когда запас заканчивается, игра завершается.

Добавляем спрайты и фон, корректируем их, программируем блоки, клоны, условия и переменные — игра на смекалку и сообразительность готова.

Раннер: создание игры в Скретч

Жанр классической игры о безостановочном бегуне по-прежнему актуален. Игрок управляет траекторией движения, «заставляя» героя прыгать и избегать препятствий.

Такая игра конструируется и в программе для детей по программированию на Scratch. Цель — пробежать как можно дольше, не натолкнувшись на призрака: столкновение чревато отменой жизни. Если лимит исчерпан, пользователь увидит на экране таймер, показывающий, сколько минут удалось продержаться в игре.

Необходимо добавить спрайты и фон, прописать управление персонажем и привидениями, задать последовательность действий и подсчет очков.

Paint 3D в программе Scratch для детей

Сотворить предстоит не стандартный редактор Paint, а тот, в котором проектируются трехмерные объекты, способные вращаться.

Задача не из простых: придется столкнуться с переменными, условиями, списками, циклами, блоками. Важно сохранять внимание и усидчивость — но результат стоит того.

Brawl Stars: программирование со Scratch

Популярная космическая битва на выживание: герой поражает оппонентов оружием, соперники стараются совершить аналогичное.

Игра получится энергичной и эпичной. Ребенок сделает фон, кнопки, главного персонажа и противников, счетчик времени, орудие борьбы и окончание игры.

Flappy Bird в Scratch для детей

Птичка летит по полю, пролетая сквозь зеленые блоки, пересечение с которыми аукнется потерей жизни — правила игры понятны, и соорудить ее тоже легко и быстро.

Программируются логотип, ход и условия игры, подсчет очков, анимация и перемещение спрайта.

Бот для игры в крестики-нолики в Скретч 3.0

Написать бота — проще, чем кажется. В Скретч для детей можно изобрести игру в крестики-нолики и поиграть в нее против компьютера. Противник серьезный, но надежда победить есть всегда.

У игрока 3 жизни. Потеряли все — проигрыш, выиграли босса — победа. Ребенок запрограммирует партнера и комбинации игры.

Пакмен-игра в Scratch для детей

Написать бота — проще, чем кажется. В Скретч для детей можно изобрести игру в крестики-нолики и поиграть в нее против компьютера. Противник серьПервая версия «Пакмена» вышла в 1980 году — и привлекает внимание юных геймеров до сих пор. В игре герой проходит лабиринт, уворачивается от монстров и собирает монеты.

Для воплощения Пакмена ребенок составит и запрограммирует персонажа, монеты и фон.езный, но надежда победить есть всегда.

У игрока 3 жизни. Потеряли все — проигрыш, выиграли босса — победа. Ребенок запрограммирует партнера и комбинации игры.
Среда программирования для детей Scratch — чудесный метод знакомства с разработкой. Платформа позволяет уловить логику кодинга, а после перейти на более сложные языки — например, Python.

Имея опыт программирования на Scratch для детей, дети могут развиваться в IT и в будущем найти увлекательную и высокооплачиваемую работу в отрасли. Познакомьте ребенка со Скретч-программированием: подарите ему радость открытий и новые умения.

Если вы в поисках курсов программирования для детей от 6 дет, посмотрите материал на нашем сайте на эту тему: Компьютерные курсы для детей 6 лет: зачем так рано и с чего начинать?